- Законодательная инициатива
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА — (внесение законопроекта в Государственную Думу) — стадия законодательного процесса, состоящая в реализации предусмотренного законом права определённых органов и лиц вносить в законодательный орган власти законопроект либо входить с предложениями о необходимости принятия, изменения, отмены действующих законов. З.и. есть конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов (в том числе конституционных), а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими (утратившими силу). На юридическом языке реализация законодательной инициативы означает возникновение конституционно-правового отношения между органом законодательной власти и субъектом права законодательной инициативы. Поэтому, в отличие от простого обращения в парламент, законодательная инициатива автоматически порождает обязанность парламента начать рассмотрение внесенного законопроекта в соответствии с принятой процедурой. Соответственно на этой стадии происходит официальная передача субъектом права законодательной инициативы законопроекта в Государственную Думу. Законопроекты, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 104), вносятся в Государственную Думу. Подготовленный к внесению в палату законопроект направляется субъектом законодательной инициативы Председателю Государственной Думы. Регламент палаты предусматривает обязательную регистрацию законопроекта подразделениями ее Аппарата. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата палаты, где заводится электронная регистрационная карта (в ней фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления в палату, об этапах его прохождения в палате и т.д.). Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в конкретный комитет (согласно предметам его ведения) для определения его соответствия требованиям ст. 104 Конституции. В течение 14 дней комитет обязан рассмотреть Законопроект и направить его в Совет Государственной Думы. В Совете Государственной Думы подлежат выяснению следующие обстоятельства: обладает ли субъект, вносящий законопроект, правом законодательной инициативы; отвечает ли форма реализации права З.и. нормам Регламента палаты; соблюдены ли все требования, которые законодательство предъявляет к законопроекту. В случае, если форма представленного законопроекта не отвечает требованиям Регламента, он может быть возвращен его инициатору для выполнения последним всех необходимых юридических формальностей. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а также принимает решение о включении этого законопроекта в примерную программу законопроектных работ палаты на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.